Новости

Отчет о походе по Белому морю (Кузема- Чупа)

Маршрут: Кузема – Чупа. 
Протяженность: 190км. 
Плавсредство: катамаран Тритон-2. 
Экипаж: 2 чел. 
Даты: с 14 по 25 июля 2017 г. 
Парусное вооружение: Канопус-2 (грот 4,4м2, стаксель 2,2м2) + спинакер 5,5м2. 


При планировании маршрута ожидали, прежде всего, попутного ветра, так как хотелось проверить спинакер. Обычно в тех краях ветер в июле-августе юго-восточный, на него и рассчитывали. Но на бОльшую часть маршрута пришелся северо-восточный ветер, холодный и сильный, так что половину пути шли бейдевиндом при высокой волне, так как ветер дул со стороны открытого моря. 

В первый же день попали в жуткий туман, пересекали залив с множеством мелких островов, которые на нашей двухкилометровке не были обозначены, GPS мы забыли в Москве, так что шли попеременно по компасу и на ощупь. Острова и рифы возникали из тумана внезапно, метров за 50, шверт постоянно налетал на мели, отлив был. При этом шли бейдевиндом, приходилось часто лавировать между островами при встречном ветре. Сюрреалистичные картинки вырисовывались, когда между островами метров 70, и при лавировке, берега островов попеременно исчезали и появлялись из тумана, впереди вырисовывалось, что волны во что-то бьют, но вот во что – еще не проявилось из тумана. 
Ветер практически весь маршрут был хороший, поначалу очень хотелось или снять стаксель или зарифить грот, но потом решили, что мы все-же на испытаниях, так что если чего поломает, то пусть, будем знать слабое место в реальных походных условиях. Парус – не мотор, отремонтируем, если что. 

    
На следующие несколько дней погода наладилась, ветер установился юго-восточный, попутный, так что спинакер мы успешно проверили. Отличная вещь оказалось, хоть и добавляет на палубе 5 дополнительных веревочек. Во-первых, красиво, как снаружи, так и изнутри, во-вторых, абсолютно не закрывает обзор: спинакер можно свободно приподнять на желаемую высоту, в-третьих, в отличие от стакселя, который на фордевинде бесполезен и грота, который работает вполсилы, по спинакеру ощущается, что тянет он на полную мощь. 
  
Кроме того, его можно настроить на работу совместно с гротом. На фордевинде это сложновато, так как грот частично перекрывает спинакер, а вот на курсах от бакштага до галфвинда они замечательно работают в паре. 
  
Если катамаран не груженый, то можно задействовать все три паруса, стаксель тогда надо опустить максимально вниз, чтобы он захватывал ветер под гротом. 


И что немаловажно, на полных комплектах со стрингером будет изначально полный набор стопоров, необходимых для спинакера, так что в дальнейшем можно будет только докупить сам парус и сразу включить его состав вооружения без доработки такелажа. Спинакеру, вопреки опасениям, не потребовался спинакер-гик или что-то еще из дополнительного железа. 
Фал спинакера провели через рым стакселя, который на 90см ниже топа мачты. Спинакер визуально вообще не нагружает мачту, основная тяга от него приходится на шкоты. В особо сильный ветер спинакер не проверяли, так как, во-первых, не было таких обстоятельств, чтобы ветер и сильный и попутный, а во-вторых, при сильном ветре хватает и основных парусов с лихвой.

На вторую половину похода выпала непогода, ветер сменился на северный и северо-северо-восточный, что при нашем маршруте иногда означало лавировку вдоль берега: попеременный курс в открытое море и в сторону скал. Зато проверили устойчивость катамарана при высокой волне. Жаль, не было подходящей камеры, чтобы заснять ход в шторм, так как приходилось держаться за стропы и было совсем не до съемок. Катамаран, при этом, легко управлялся и шел уверенно, несмотря на волну, которая полностью захлестывала палубу и омывала стаксель по верхний край окошка.

Конечно, в такую погоду категорически не рекомендуем ходить с нашим парусным вооружением и вообще на сплавных катамаранах в море. У нас задачи были иные – испытания снаряжения в предельных условиях. Пару раз катамаран оказывался на грани остойчивости на гребне волны. Кроме надежности судна и снаряжения играет роль еще и сноровка, так что в нужный момент бывает важно правильно подрулить, чтобы не подставить под удар борт, или чуть привестись к ветру при порывах.


Крепление шверта проверили, думаю, в наихудших условиях, надежное. Стеклопластиковое перо тоже выдержало все нагрузки и около сотни-две ударов о камни (кончик пера немного восстановим эпоксидкой). 

Однако, в целом выяснилось и несколько небольших недочетов: 
1. Где-то во время шторма потеряли верхний болт М6 с барашком в креплении шверта. Заметили не сразу, так как шверт держался на среднем и нижнем болтах, но само крепление начало подгибаться. Но первой же остановке болт вернули на место. Скорей всего, или открутился барашек при качке, так как он не был застопорен, или срезалась резьба М6. Так как возможно второе, то теперь в креплениях шверта крайние болты будем ставить М8. 
2. Грот не получалось ставить достаточно остро, так что при крутом бейдевинде шли, практически, на одном стакселе, а грот болтался во флюгерном положении, немного имитируя работу пятном площадью около 1м2. Придется на двойках делать такой же веревочный треугольник для проводки гика-шкота, как делаем на четверках. В обычных прогулочных условиях в нем нет необходимости, но вот на груженом катамаране и в волну пригодится. 
3. Повороты оверштаг получались крайне редко, приходилось дорабатывать разворот веслами, или же ждать пока в положении левентик катамаран пятится кормой и выходить под ветер подруливая так. На негруженом катамаране и без волны такого не было. Видимо, груз сместил центр бокового сопротивления к носу и катамаран стал сильнее приводиться к ветру. Плюс, паразитная парусность вещей и волна быстро тормозят катамаран, когда он проходит через левентик. Можно сместить мачту чуть вперед и проблема устранится. Вот повороты через фордевинд всегда получались, но в сильный ветер этот маневр – не для слабонервных, особенно вблизи скал. 
4. Изначально излишне перетянули шкотовый угол грота, и потом не могли понять, почему так тяжело фал идет, а оказалось, что если шкотовый угол перетянут, то когда парус поднимаешь на острых курсах, он изгибает мачту назад и появляется дополнительное трение в сегарсах. Когда шкотовый угол ослабили, все стало нормально. Благо, шкотовый угол на полных комплектах регулируется легко, стопором на гике. На ходу, правда, не порегулируешь, так как он за габаритами катамарана гуляет. 

Еще был один опасный момент, не связанный с парусным вооружением: при пересечении залива (губы Калгалакша) в паре километров от старта выяснилось, что один баллон (с наветренной стороны) заметно травит, возвращаться назад было очень не кстати, так как пришлось бы идти остро к ветру, да еще и спускающий баллон оказался бы на подветренной стороне, т.е. его бы притапливало. Так что шли еще час вперед до берега, подкачивая баллон по пути.

В остальном все хорошо. За весь поход ничего не поломали, ничего не дорабатывали, а список рекомендаций по итогам похода был самый скромный и касался, в основном, комфорта: сидений, накидок от ветра (типа индивидуальных кокпитов, так как северный ветер при постоянных брызгах сильно вымораживает), что-то сделать на карабинах и такелажных скобах, чтобы не вязать узелки и пр.